Главная Об отдеде Учреждения Деятельность Программы Документы Статистика Карта сайта Контакты
Главная Деятельность Национальный проект "Образование"
 
Национальный проект "Образование"
 
Приоритетный национальный проект "Образование" в Российской Федерации
 

Роль приоритетного национального проекта «Образование» в системе модернизации российского образования

 

Цель Национального проекта

ускорить модернизацию российского образования,

обеспечить успешность комплекса мер по реализации Приоритетных направлений развития образовательной системы страны,

в конечном счете — достичь современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям.

 

В Проекте заложено два основных механизма стимулирования необходимых системных изменений в образовании. Во-первых, это выявление и приоритетная поддержка лидеров — «точек роста» нового качества образования. Во-вторых — внедрение в массовую практику элементов новых управленческих механизмов и подходов — «центров кристаллизации» институциональных изменений.

Каждое направление национального проекта является комплексным в том смысле, что ведет к целому ряду принципиальных подвижек в качестве образования.

Поддержка на конкурсной основе лучших учителей и школ, внедряющих инновационные программы. Прежде всего эти компоненты национального проекта содействуют повышению открытости образовательной системы, ее восприимчивости к запросам граждан и общества.

Так, заявку на участие в конкурсе подает орган государственно-общественного управления школы или профессиональное сообщество учителей. Это, в частности, расширит практику создания в школах попечительских, управляющих и иных советов. 

 

С другой стороны, гражданские институты участвуют в экспертизе, оценивании школ и учителей. Было организовано широкое общественное обсуждение самих конкурсных критериев. Это ведет еще и к таким важным изменениям, как становление нового, сформулированного обществом представления о качестве образования. А также — к развитию новых форм его оценки: оценки открытой, прозрачной, критериальной, внешней (а не внутриведомственной), с участием общественности. 

На основании победы в конкурсе мы рекомендуем присваивать и продлевать учителям высшую категорию, тем самым задавая и новые подходы в аттестации педагогических кадров. Сказанное может касаться также аттестации образовательных программ школ. 

 

В ходе конкурсного отбора будет поддержана практика создания ресурсных центров и опорных школ, предоставляющих качественное образование возможно более широкому кругу учащихся и выполняющих функции методической помощи педагогам, способствуя повышению их квалификации. 

Далее. Мы применяем механизм выделения по регионам квот на поддержку учителей и школ — пропорционально количеству городских и сельских школьников с удвоением квоты для учащихся в сельской местности. Тем самым задается образец подушевого принципа финансирования в образовании. Направление ассигнований непосредственно в школы для реализации программ развития способствует становлению их финансово-хозяйственной самостоятельности. 

Еще одно важное институциональное изменение стимулируют данные конкурсы: внедрение новой системы оплаты труда учителей. Фактически на уровне страны создается фонд стимулирования за качество и результативность педагогической работы, распределяемый с участием общественных институтов. Это должно повлечь создание подобных фондов и процедур на всех ступенях управления — от регионального уровня до школы.

 

Поддержка инновационных вузов также содействует ряду названных изменений, в первую очередь, — связанных с расширением общественного участия в управлении образованием, с формированием общественного заказа и модернизацией системы оценки качества образования.  

Кроме того, через установленные критерии отбора конкурс инновационных вузов способствует повышению ориентации профессионального образования на региональную экономику, на кадровые потребности конкретной территории.

 

На кадровое обеспечение и комплексное решение задач современного социально-экономического развития территорий направлено создание новых национальных университетов, объединяющих в единую систему ведущие вузы и академические центры, расположенные в субъекте Федерации.

 

Открытие новых бизнес-школ также напрямую ориентировано на прорывное развитие отечественной экономики, на выращивание через образование ее конкурентных преимуществ.

На это же изменение, в конечном счете, нацелен и компонент «Информатизация» — на распространение через образование современных технологий во все сферы производства и общественной жизни.

 

Принцип распределения средств на оснащение школ в рамках данного направления дает еще один рычаг поддержки ресурсных центров, внедрения подушевого нормативного финансирования и развития финансово-хозяйственной самостоятельности учреждений. (Распределение по регионам субсидий на компьютерное оснащение школ, активно внедряющих современные технологии, отвечает тем же принципам нормативного подушевого финансирования, что конкурсная поддержка школ и учителей, — пропорционально количеству городских и сельских школьников с двойной преференцией для учащихся в сельской местности).

 

Кроме того, разработка системы электронных образовательных ресурсов нового поколения должна привести к принципиальным изменениям результатов образования, расширению возможностей реализации индивидуальных образовательных программ.

 

Возвращаясь к учителям, новой системе оплаты их труда. На это системное изменение работает и вводимое в рамках национального проекта вознаграждение за классное руководство. Принцип установления размеров доплат (по 1000 рублей за руководство классом численностью 25 человек в городской школе и 14 человек — в сельской, а в классах меньшей наполняемостью — пропорционально числу учащихся) опять же стимулирует развитие подушевого финансирования в образовании.

И коротко о том, к каким системным эффектам ведет создание современных центров начального профессионального образования в армии. Фактически, это — первый шаг, за которым последуют другие существенные изменения в армии. В итоге они должны привести к повышению ее эффективности за счет того, что армия станет по сути высококачественным образовательным институтом.

Обобщая сказанное. Мы видим, что разные компоненты национального проекта усиливают друг друга, с разных сторон направляя образовательную систему к единым целям, обеспечивая системные сдвиги.

 

В первую очередь направления Проекта комплексно работают на скорейшее введение и распространение новых финансовых механизмов, а также на развитие общественного участия в управлении образованием — наиболее действенные регулятивы качества образования.

 
Документы
Классное руководство  
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 1122 "О предоставлении в 2010 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату денежного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений  
Приказ Минобрнауки России от 29 марта 2010 г. № 244 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г.№ 1122"  
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) января 2006 года реализации постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 г.  
Постановление Правительства Воронежской области от 1 марта 2011 г. N 141 «О выплате денежного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений и муниципальных образовательных учреждений в 2011 году»  
Распоряжение Правительство Воронежской области от 11 февраля 2010 г. N 69-р «О мерах по реализации на территории воронежской области приоритетных национальных проектов и мероприятий по улучшению демографической ситуации»  
   
Лучшие учителя  
Указ Президента Российской Федерации от 28 января 2010 г.№ 117 "О денежном поощрении лучших учителей"  
Положение о денежном поощрении лучших учителей  
   
Талантливая молодежь  
Указ Президента Российской Федерации о мерах государственной поддержки талантливой молодежи  
Приказ Минобрнауки России от 30 сентября 2009 г. N 359 «Об утверждении Перечня олимпиад и иных конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи в 2010 году»)

Приложение к Приказу №359